Развитие речи детей 2-7 лет

 

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, что­бы его ребенок вырос гармонично развитым - был креп­ким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Уважаемые родители!

Вы несете ответственность за судьбу своего ребен­ка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обра­титься к специалисту - помощь, оказанная своевре­менно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостат­ки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была - неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание - стоит отнестись со всей серьезностью.

Чтобы эффективно решать проблему развития и вос­питания ребенка, взрослому необходимо четко представ­лять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

 

Уровень развития речи детей в 2 года 

1.      Дети понимают обозначаемые на простых сюжет­ных картинках действия и предметы.

2.      Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

3.      Они могут выполнять просьбы взрослых, состоя­щие из двух частей.

4.      Уже понимают обобщающее значение наимено­ваний однородных предметов (любой стул - это стул).

5.      К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчи­тывается около 50 слов, а к 2 годам - 200-400 слов. Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаго­лы, обозначающие простые действия.

6.       После 1,5 лет малыши способны задавать вопро­сы: «Как это называется?», «Что это?».

7.      Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существитель­ными, используют формы некоторых падежей; появ­ляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

8.      Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

9.      Наблюдается неустойчивое произношение мно­гих слов: звук то выпадает, то заменяется или же про­износится верно.

10.  Дети используют в речи глаголы в повелитель­ном наклонении.

11.  Слоговая структура многосложных слов нару­шена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).

12.  Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.

 

Уровень развития речи детей в 3 года

1.      Самым значимым отличием речи трехлетнего ре­бенка от двухлетнего является почти полное отсут­ствие аграмматизмов в его речи.

2.      Связь слов в предложении выражена с помо­щью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные час­ти речи.

3.      Звукопроизношение еще не полностью соответ­ствует норме.

4.      В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки диффе­ренцируются большинством детей.

5.      Слова со сложной слоговой структурой и со сте­чениями согласных детьми могут произноситься ис­каженно.

6.      В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оце­ночного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

7.      Если родители ребенка сформировали у него по­ложительное отношение к книгам, то он любит слу­шать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

8.      Ребенок хорошо понимает содержание неслож­ных сюжетных картинок.

 

Уровень развития речи детей в 4 года

1.      К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.

2.      Словарный запас уже обогащен за счет наре­чий, обозначающих пространственные и временные признаки.

3.      У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

4.      Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5.      В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6.      В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

7.      В данном возрасте хорошо развитая непроизволь­ная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

8.      В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допуска­ется непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

 

Уровень развития речи детей в 5 лет

1.      Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.

2.      В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

3.      Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

4.      Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать  прилагательные с другими частями речи.

5.      Резко возрастает  интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь  в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить  сходство в звучании  нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

6.      У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух, четырехстишия.

7.      На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

8.      Значительно  улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

9.      Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

10.  Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

 

Уровень развития речи детей в 6 лет

1.      Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2.      За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

3.      К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д.

4.      У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или  иные события, участником которых он был.

5.      К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими, и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

6.      Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7.      Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные  с  выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.