Страничка инструктора по физической культуре

          Наличие крытого плавательного бассейна позволяет привлечь детей к занятиям плаванием, начиная с раннего возраста.

Плавание – оптимальный вид физической активности в дошкольных образовательных учреждениях. Оно способствует улучшению координации и поддержанию осанки детей. Интенсивные движения во время плавания укрепляют мышечную и сердечно-сосудистую системы ребенка, а выдохи в воду и задержка дыхания во время погружений развивают аппарат дыхания.

В нашем детском саду обеспечены все необходимые условия для организации образовательной деятельности в бассейне со всеми детьми, начиная с раннего возраста. В связи с этим налажен медико-педагогический контроль за здоровьем каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

          Организация обучения детей плаванию в нашем детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

При включении в режим дня деятельности детей  по плаванию в него вносятся некоторые изменения. Однако режим дня составлен так, чтобы предусмотреть достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение других видов образовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Занятия по плаванию проходят не ранее чем через 40 мин после еды. Если дети занимаются в бассейне после дневного сна, то в холодное время года они гуляют несколько позже. Осенью и зимой при умеренно холодной погоде и слабом ветре дети, не подверженные частым заболеваниям, выходят на прогулку через 40-50 мин после плавания. В теплый период года они могут выйти на прогулку и раньше, но при этом  хорошо высушивают волосы.

Плавание в первую половину дня организуется вместо третьего физкультурного занятия или физических упражнений и подвижных игр на воздухе; во вторую половину дня — частично за счет времени самостоятельной деятельности детей, а также подвижных игр и физических упражнений на прогулке. Обучение плаванию проходит по подгруппам и с учетом гендерного воспитания дошкольников. Эксплуатации бассейна для обучения детей плаванию в дошкольном учреждении осуществялется согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, где  предусмотрено соблюдение требований СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 № 4.

         В состав помещений бассейна в нашем детском саду входят:
зал с ванной;
раздевалка,  душевая и туалет;
комната тренера и медсестры;
узел управления;
технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна.

 
   
     

     

Обучение детей плаванию осуществляется по методике разработанной Т. И.Осокиной, Е. А.Тимофеевой, Т. А. Богиной «Обучение детей плаванию в детском саду», в соответствии с  «Программой по плаванию от 2 до 7 лет», разработанной Т. А. Протченко и Ю. А. Семеновым. В этой программе предусмотрено использование технологии одновременного освоения элементов, а затем и всех спортивных способов плавания. На занятиях выполняется большое количество разнообразных движений, что благотворно сказывается на всем организме в целом.

Инновационным способом решения задач обучения детей плаванию являются игровые технологии: упражнения на развитие дыхания, упражнения, регулирующие мышечный тонус, упражнения активизирующие внимание, речевые игры, ходьба в различных направлениях, пальчиковые игры, стихотворения, сопровождаемые движениями. Они позволяют решать задачи не только физического развития и закаливания детей, но и развивать внимание, воображение, мышление и двигательную память.

На начальном этапе обучение плаванию у детей раннего и младшего дошкольного возраста проходит на основе  игр и игровых упражнений, способствующих ориентировке в воде, а затем овладению навыком погружения и всплытия, лежания на воде, навыком скольжения, дыхания. В старшем дошкольном возрасте дети плавают определенным способом с согласованной работой рук, ног и дыхания. На этом этапе используются элементы аквааэробики, синхронного и фигурного  плавания.

Аквааэробика - специально разработанная система упражнений в воде, способствующая более быстрому, интересному и занимательному способу обучения плаванию. Каждое упражнение имеет название и игровую тематику. Например «Морской конек» - полуприсед, нудл между ног. «Рыба-молот» - кроль на груди, нудл перед собой. «Лягушка» - брасс на груди, нудл перед собой. «Морской воротник» - кроль на спине, нудл за шеей.

Элементы синхронного плавания позволяют закреплять навыки дыхания и всплытия. Включаются упражнения с различными предметами, нетрадиционным оборудованием, в парах (группах) - как элемент знакомства с синхронным плаванием и другими водными видами спорта.

Фигурное плавание включает в себя элементы хореографии, гимнастические комбинации для построения различных фигур в воде. 

Систематически в бассейне проводятся спортивные праздники и физкультурные досуги. И стало традицией приглашать родителей в качестве зрителей на эти мероприятия. Праздник на воде - источник радости, веселья и здоровья. Эта форма активного отдыха помогает сохранять и укреплять здоровья детей, совершенствовать технику плавания, воспитывать уверенность в себе и развивать морально-волевые качества личности ребенка.  У родителей появляется возможность увидеть спортивные достижения своих детей. Такая форма взаимодействия семьи и детского сада служит средством укрепления отношений между всеми участниками образовательного процесса.

 

Задачи обучения дошкольников плаванию

Первая младшая группа (2-3 года)

Задачи:

- ознакомить детей с условиями и правилами поведения в бассейне;

- прививать детям желание научиться плавать; входить в воду без боязни, погружаться в воду с помощью взрослого и самостоятельно;

- играть в воде, используя игрушки, бегать, прыгать;

- учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными способами на суше и в воде, и том числе при помощи вспомогательных и поддерживающих средств.
Знания:

Правила поведения в бассейне.
Упражнения на суше

Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада; для заданий родителям.

Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

Стоя, сидя, лежа на груди и на спине выполнять движения ногами способами кроль, дельфин, брасс.

Стоя, сидя, лежа выполнять движения руками и ногами всеми способами плавания.

Упражнения для освоения с водой

Входить в воду, держась за руки взрослого и самостоятельно. Ходить, бегать по дну, держась за руки и самостоятельно, помогая себе движениями рук на мелком месте ("Кораблики поплыли"). Подпрыгивать, хлопая руками по воде, приседать, погружаться в воду, подпрыгивать, держась руками за бортик бассейна и самостоятельно. Переходя на глубокую часть бассейна, погружаться по грудь, по шею, до уровня носа, до уровня глаз, с головой на задержке дыхания, с выдохом в воду. Поливать воду себе на голову, умывать лицо. Присев, расположив губы на уровне поверхности воды, дуть на воду, образуя волну ("Подуем на водичку"). Игры; эстафеты, развлечения в воде с различными предметами: игрушками, мячами, обручами и т.д.
Упражнения в воде

Ходьба по дну с выполнением движений одной и двумя руками облегченным, спортивным способами – брассом, дельфином, кролем на груди и на спине.

Скольжение на груди и на спине, в т.ч. с различными сочетаниями движений рук, ног.

Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и на спине с надувным кругом, поясами, «плавками-поплавками», нарукавниками. Движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом с надувным кругом, с нарукавниками, поясами, поддерживающими «плавками-поплавками», ластами и без них, с плавательной доской.

Плавание различными сочетаниями движений и неспортивными и спортивными способами с нарукавниками, ластами и другими поддерживающими средствами и без них на задержке дыхания, с дыханием.

Игровые упражнения в воде, элементы игр с предметами (игрушки, мячи и др.), веселые игры в воде.

 

 Вторая младшая группа (3-4 года)

Задачи:

- сообщить детям сведения о пользе занятий плаванием, о свойствах воды;

- ознакомить детей с правилами поведения на воде;

- воспитывать у детей стремление к самостоятельности при передвижении и играх в воде;

- учить погружать лицо в воду, погружаться в воду с головой;

- учить открывать глаза в воде;

- учить делать вдох и выдох на суше и в воде;

- формировать навык всплывания и лежания на воде (на груди и на спине, «медуза», «поплавок», «звездочка»);

- учить скольжению на груди и на спине;

- учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными способами плавания на суше и в воде, в том числе при помощи вспомогательных и поддерживающих средств.
Знания

Сведения о пользе занятий плаванием, свойствах воды; правила поведения в бассейне, душе, раздевалке, на воде.
Упражнения на суше

Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада; для заданий родителям.

Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и     ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой

Входить в воду самостоятельно, окунаться, приседая; входить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.

Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками – поочередно, вместе, вперед, назад. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка».

Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно. Игры, эстафеты, развлечения на воде.
Упражнения в воде

Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине в движении шагом по дну, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания

Выполнять выдохи в воду у бортика,

«Медуза», «поплавок», «звездочка» на груди и на спине.

Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине с нарукавниками, поясами, «плавками-поплавками», надувным кругом и без них в скольжении, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания.

Движения ногами кролем, дельфином, брассом с плавательной доской, ластами и без них. Дыхание произвольное, а также на задержке дыхания, с выдохом в воду.

Плавание различным сочетанием движений, неспортивными и спортивными способами с поддерживающими средствами и без них, на задержке дыхания, с выдохом в воду.

Доставание игрушек со дна.

Игровые упражнения в воде, элементы игр с предметами (игрушки, мячи и др.), веселые игры в воде.

 

 Средняя группа (4-5 лет)

Задачи:

- расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям;

- учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.;

- совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду;

- учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду;

- учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;

- учить выполнять движения руками и ногами спортивными и неспортивными способами на суше и в воде без поддерживающих средств;

- совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;
Знания

Сведения о значении занятий плаванием для здоровья и развития

организма, названия способов плавания и их значении, о свойствах воды.

Уметь выполнять задания по связи плавания с общеобразовательными предметами.

Правила поведения в бассейне, в т.ч. во время занятия, при пользовании душем и т.д.

Одежда для плавания, оценка своей плавательной подготовленности.
Упражнения на суше

Общеразвивающие упражнения, в т.ч. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

Выполнять движения руками, ногами всеми способами плавания в положении сидя, лежа, а также различными сочетаниями руками и ногами спортивными и неспортивными способами.

Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада; для заданий родителям.

Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и     ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой

Входить в воду самостоятельно, окунаться, приседая; входить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.

Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками – поочередно, вместе, вперед, назад. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка».

Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно. Игры, эстафеты, развлечения на воде.
Упражнения в воде:

Ходьба по дну с выполнением движений одной и двумя руками облегченными способами и брассом, дельфином, кролем на груди и на спине.

Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и на спине в скольжении.

Движения ногами с плавательной доской и без нее кролем, дельфином, брассом с задержкой дыхания с выдохом в воду, с произвольным дыханием; движения ногами кролем, дельфином, брассом на спине с доской и без нее.

Плавание различными сочетаниями спортивных и неспортивных способов с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду

Плавание удобным для себя способом, постоянно увеличивая расстояние; контрольное плавание на максимально возможное расстояние.

 

Старшая группа (5-6 лет)

Задачи

-  знать об оздоровительном и прикладном значении плавания;

-  учить детей переходить из положения «звездочка» в положение «поплавок» и наоборот;

-  выполнять скольжение на груди и на спине на дальность (метры);

-  доставать игрушки со дна при нырянии на дальность;

-  совершенствовать плавание неспортивными и спортивными способами; приучать детей стараться проплывать, постоянно увеличивая расстояния;

-  учить выполнять повороты при плавании на груди;

-  учить делать выдохи в воду во время плавания по элементам и в полной координации всеми способами.
Знания

Особенности способов плавания (какой самый быстрый, как лучше плыть на дальность).
Знать:

-    связь плавания с общеобразовательными предметами (чтение, математика, изобразительное искусство, музыка и др,);

-    гигиену, правила поведения в бассейне, оценку своих умений и др.;

-    простейшие сведения из истории плавания.
Упражнения на суше

Общеразвивающие упражнения, в т. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

Комплексы специальных упражнений пловца для различных способов плавания.

Простейшие комплексы упражнений (4-6) для включения в занятия утренней гимнастики и в другие формы двигательной деятельности режима детского сада; для заданий родителям.

Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада; для заданий родителям.

Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой

Повторить упражнения предыдущей возрастной группы.

Выполнять «звездочку» на груди и на спине – отдых на воде с максимально возможной продолжительностью.

Выполнять скольжение на груди на дальность.

Ныряние на дальность с доставанием игрушек со дна.

Эстафеты, игры, различные развлечения на воде.
Упражнения в воде

Упражнения «по элементам» и в отдельных сочетаниях на овладение спортивной техники плавания, в т.ч. со вспомогательными средствами.

Плавание при помощи движений рук брассом, дельфином, кролем с выдохом в воду, в т.ч. со вспомогательными средствами.

Движения ногами кролем, дельфином брассом с выдохом в воду, в т.ч. со вспомогательными средствами.

Плавание различными сочетаниями неспортивными и спортивными способами с выдохами в воду; (согласовывать движения руками и ногами с дыханием), с выполнением поворотов, в т.ч. со вспомогательными средствами.

Максимальное проплывание расстояний, в т.ч. с переворотами из положения на груди в положение на спине и наоборот.

 

Подготовительная группа (6-7 лет)

Задачи:

-  перед поступлением в школу научить плавать на наибольшее расстояние;

-  закрепить знания о правилах безопасности на воде;

-  учить знанием способов помощи уставшему на воде товарищу и транспортировки пострадавшего;

-  учить простейшим знаниям о реакции организма на нагрузку (частота сердечных сокращений) – ЧСС;

-  учить самостоятельному подсчету ЧСС;

-  учить дыханию с поворотом головы вправо и влево, удалять попавшую воду изо рта и носа, не прекращая дыхания;

-   совершенствовать технику отдельных элементов способов плавания: плавание на одних руках с предметом (доской, кругом, «поплавком») и без них; плавание на одних ногах с предметом в руках (доской, игрушкой, мячом и т.д.) и без них;

-  совершенствовать согласование движений рук, ног с различными вариантами дыхания;

-  совершенствовать спады в воду из разных положений;

-  совершенствовать повороты, при плавании на груди и на спине;

-  учить использованию элементов прикладного плавания.
Знания

Сведения об организме, гигиене, санитарии; физических качествах, частоте сердечных сокращений.

Знать:

- правила безопасности на воде; при катании на лодках, при передвижении по осеннему и весеннему льду;

- простейшие способы транспортировки пострадавшего;

- связь плавания с общеобразовательными предметами (чтение, математика, родная природа, знания о своем организме и др.);

- температуру воды и воздуха, правила поведения при физкультурных занятиях.
Упражнения на суше

Общеразвивающие упражнения, в т. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

Комплексы специальных упражнений пловца для различных способов плавания.

Простейшие комплексы упражнений (4-6) для включения в занятия утренней гимнастики и в другие формы двигательной деятельности режима детского сада; для заданий родителям.

Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада; для заданий родителям.

Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой

Лежать на воде в положении «звездочка» на груди и на спине с максимальной продолжительностью.

Скольжение на груди с переворотом на спину и наоборот.

Кувырки вперед, назад в воде на месте и при плавании.

Эстафеты, игры в воде.
Упражнения в воде

Упражнения по «элементам» и в отдельных сочетаниях на овладение техники спортивных способов плавания.

Совершенствование движений руками, ногами всеми способами плавания.

Совершенствование различных вариантов дыхания.

Совершенствование согласования движений рук, ног, дыхания при плавании различными способами.

Выполнение способов транспортировки, буксировки, переноса груза над водой.

Совершенствование поворотов при плавании на груди и на спине.


Закрепить некоторые движения и упражнения, выполняемые детьми в бассейне при обучении плаванию, можно и в домашних условиях. Например, в ванне.

Советы родителям

 

Предлагаем Вам общие упражнения в ванне, которые можно выполнять с детьми с трехлетнего возраста.

1. В ванне посадить или поставить ребенка под душ, направив струю воды на затылок.

2. В ванне посадить или поставить ребенка под душ, направив струю воды на макушку головы. Стараться не отворачивать головы при попадании воды на глаза, не закрывать их руками.

3. Предложить ребенку сделать глубокий вдох через рот, задержать дыхание и подствить лицо под струю воды. Отодвинув лицо от воды, сделать выдох через нос. Глаза стараться не закрывать, часто моргать.

4. Сделать вдох через рот, задержать дыхание и облить лицо водой. Подождать, пока скатится вода, сделать выдох и дышать. Лицо руками не вытирать! Лицо должно привыкнуть к воде. Лучше часто моргать, сбрасывая воду с ресниц.

5. Налить воду в глубокую пластмассовую посуду. Предложить ребенку задержать дыхание и опустить лицо в воду, не закрывая глаз. Посчитать до 10. Поднять голову из воды, сделать вдох через рот и нос. Лицо руками не вытирать!